Хамзат-бек родился в 1789 году в селении Гоцатль в семье известного среди горцев справедливостью, мужеством и умом Алисканди. Алисканди был визирем хунзахских ханов. Он служил у известного своим умом Ума-хана. Алисканди был искусным дипломатом. Во время правления Ума-хана он провел большую работу по урегулированию отношений с персидским шахом, который угрожал Дагестану. За это хан подарил ему одиннадцать сел из своего владения.
Хамзату было двенадцать лет, когда отец отвел его в селение Чох изучать науки Ислама. Рассказывают, что при виде «одетого в украшенную черкеску, носящего дорогую папаху» маленького сына бека муалим (преподаватель) чохского медресе сказал: «Я не совсем верю, что разодетый так ребенок будет изучать ильму (науку)». Услышав эти слова, Хамзат вышел и, сняв с себя одежду, бросил ее в хлев учителя, вернулся и сел среди учеников, ничем уже внешне не отличаясь от них.
Проучившись там двенадцать лет, при прощании Хамзат услышал от учителя , чтобы он не забыл взять свою одежду. Одежду, когда-то богато украшенную, а теперь поеденную молью Хамзат выбросил, дабы не оставить грязь в доме учителя. Обратите внимание на этот рассказ. Учитель сказал те слова потому, что очень редко кто из состоятельных людей изучал науки. Имам Шафии говорил: «Если бы не было бедных, исламская наука исчезла бы». Еще обратите внимание на сообразительность маленького Хамзата. Он не обиделся на слова учителя и не ушел, а, напротив, влился в среду учеников, стараясь ничем не выделяться. Вот за такое понимание его и отличил Всевышний. Этот пример показывает, каким был Хамзат человеком.
После того, как имам Гази-Мухаммад пал шахидом, ученые и представители народа собрались в мечети села Корода. Вторым имамом был выбран Хамзат-бек. Сначала он со своими друзьями обходил села, встречался с джамаатами, наставлял их, говорил о Шариате. Но это не давало нужных результатов. Тогда он отправился в селение Ирганай, убил их мунафиков, а самого влиятельного и авторитетного человека Султанова арестовал и отправил в Гимры для заточения в темницу. Сам имам Хамзат остановился в Ирганае, установив там Шариат. Решительные действия нового имама возымели действие и к нему стали приходить послы из других сел, проявляя покорность.
Потом он с Шамилем отправился в Унцукуль, жители которого отошли от Шариата. Сам Хамзат-бек с войском остановился чуть поодаль от села, а Шамиля вместе с двенадцатью мюридами отправил выяснить обстановку. Шамиль встал у колодца, но унцукульцы начали приглашать его в село, пообещав исполнить все, что он потребует. Мудрый унцукулец Кебед-хаджияв окликнул Шамиля с крыши колодца, что это ловушка и не надо идти в село. Тогда Шамиль отказывался вступить в село до тех пор, пока те не отправят к Хамзату заложников (аманат).
Унцукульцы послушались после большого противостояния. Там дело чуть не дошло до стычки. За это тоже с них взяли залог в 60 туменов. После этого унцукульцы поняли смысл слов Гази-Мухаммада, который говорил им: «Против вас придет второй, и он сделает вашу жизнь трудной». Этот второй был имам Хамзат-бек.
Таким образом, Хамзат-бек устанавливал Шариат в селах и не торопился встречаться с царскими войсками. Особенно он обращал внимание на усмирение угнетателей простого народа, богачей, беков, размышляющих только о своей выгоде. Он отправил Шамиля с отрядом на усмирение села Мушули. Там на помощь мушулинцам подоспел отряд из Хунзаха, который был разгромлен Шамилем. Хамзат прибыл туда и с Шамилем и с остальным отрядом отправился в Гергебиль. Там он навел порядок - гергебильскую аристократию арестовал и отправил для заточения в Гоцатль. Вот так, установив повсеместно в Аварии Шариат, Хамзат-бек отправился в Хунзах.