Islam - is the light

Пятница, 18.01.2019, 14:10

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Тассавуф | Регистрация | Вход

О суфизме



                                                                     


Немало написано о суфизме и немало проведено научных исследований, однако, это слово для некоторых людей по-прежнему ассоциируется с чем-то волшебным и мистическим. А иные и вовсе рассматривают суфизм как «пережиток средневековых суеверий». Между тем, суфизм – это естественное духовно-нравственное развитие человека.

Суфийская мысль всегда находится в неразрывном союзе с опытом жизни. И это вовсе не метафизическое и не мистическое учение!
В первую очередь, ложному восприятию этого термина послужила его трактовка востоковедами.
Толковый словарь русского языка: «Суфизм. Мистико-аскетическое учение в Исламе, отрицающее обрядовую сторону и проповедующее аскетизм».
Большой энциклопедический словарь: «Суфизм. Мистическое течение в Исламе. Возникло в VIII-IX веках, окончательно сформировалось в Х–ХII веках. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой; учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с Ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию».
«Суфизм. Приверженцы суфизма (суфии), изнуряя себя бытовыми неудобствами, холодом, бессонницей, жаждой, грубой одеждой и половым воздержанием, добивались экстатических озарений и сливались с Богом. Суфизм отрицал строгое расписание молитв и оказал влияние на арабскую и особенно персидскую поэзии» (Новейший словарь иностранных слов и выражений, Москва, 2002 год).
Подобные формулировки встречаются во многих словарях. Это же невежество! Такие пояснения бесчувственны. Ведь без внутреннего зрения сердца невозможно понять и почувствовать суфизм. Сегодня много людей, которые не понимают истинного смысла суфизма, и всячески критикуют и осмеивают тех, кто делает мавлид или читает зикр, называя их суфистами, или вовсе заблудшими. По собственному невежеству и духовной чрствости не зная, что такое суфизм и как он возник. Как говорил Цицерон: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета, если же за ней не стоит содержание, усвоенное и опознанное оратором, словесное е выражение представляется пустой болтовней».
Теперь перейдем к смыслу данного термина с точки зрения мусульманского богословия. В арабском словаре богословских терминов дается следующее определение: «ат-Тасаввуф – это правдивость со Всевышним: свобода от господства и властного влияния (на уровне сердца, души) мирских прелестей и красот; установление хороших взаимоотношений с людьми. Это то, что относится к канонически дозволенному (машру’). Что же касается различного рода крайностей, подобно снятию с себя каких-либо обязанностей и бездеятельного упования на Творца, то это отклонение и заблуждение». Термин «суфизм» впервые возник после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников, когда умма бросила все силы на экономический прогресс, укрепление политической и военной мощи, интеллектуальный роста и материальный достатка. В среде богословов одни занимались только вопросами вероубеждения (акиды). Другие – вопросами религиозной практики (фикх). Веру начали ограничивать сухими богословскими терминами, дискуссиями об основах вероубеждения. Именно в этот период появляются люди, стремящиеся заполнить духовную пустоту, делая акцент на очищение сути человека и исцеление от болезней души. Все происходило в рамках Священного Писания и пророческого наследия. Именно тогда был внсен великий вклад в морально-нравственный облик общества: многие грешники ожили духовно и перестали грешить; огромное количество людей уверовало и начало заниматься религиозной практикой.
Сравните теперь наше общество с обществом того времени – мы находимся гораздо в худшем положении и нуждаемся ещ более в духовном возрождении.
Суфизм берет начало именно в основных постулатах Ислама, проистекает из коранического текста и достоверных хадисов. Но следует отметить и то, что появились и псевдосуфии, которые, не имея научного базисного знания, следуют «голосу сердца», говоря, что получают наставления «напрямую от Бога».
Это и служит поводом для отрицания истинных шейхов. В Дагестан, как свидетельствуют исторические источники, суфизм проник в Х–ХI веках. Наибольшее распространение в нашей республике получил накшбандийский тарикат. В этом тарикате насчитывается около 30 шейхов из Дагестана, первым из которых был Мухаммад Яраги. Он принял тарикат от Хасмухаммада Ширванского, который изучал его у шейха Халида Багдадского. У Мухаммада Ярагского учились Джамалуддин из Казикумуха, имамы Газимухаммад и Шамиль.

Тасаввуф внес огромный вклад в изучение, развитие и практику таких понятий, как «покорность Аллаху», уважение и любовь друг к другу, постижение душевных недостатков», «укрощение нафса (эго), «духовное совершенствование» и так далее.




ТАРИКАТ


                                                                       



Существует много мнений о том, что такое суфизм (тарикат). Этому сокровенному учению Ислама посвящено большое количество статей, книг и специальных трактатов на многих языках. Однако большая часть этих исследований написаны теми, кто не прошел этот Путь. Это то же самое, что объяснять вкусовые качества персика, не попробовав его на вкус. Подобные исследования создают у читателей ложные представления об этом Великом учении. Истинная, глубинная сущность суфизма не подлежит открытому распространению. Сокровенные знания и опыт суфийской практики передаются только при личной встрече с учителем (муршидом). К тому же ученик (мурид) ни в коей мере не должен быть посвящен в то, что ему еще предстоит. Поэтому даже суфий может знать о сущности суфизма лишь то, что соответствует пройденному им Пути. Даже просветленный суфий не берется писать о суфизме без специального разрешения своего учителя, даже если речь идет только о внешней стороне учения: о его истории и общефилософских положениях суфизма. Суфийский шейх Хасан-Хильми аль- Кахиби ад-Дагестани в одной из своих книг пишет, что он написал об этом учении лишь столько, сколько ему было позволено учителем. Сложность заключается еще и в том, что многое в этом учении не поддается описанию. Есть вещи, которые суфий видит, знает, но передать не может. Представьте, например, что слепой от рождения человек спрашивает о том, что представляет собой зеленый цвет. Мы видим этот цвет каждый день, но объяснить что это такое мы не сможем. Подобно тому, как имеющие зрение, не в состоянии объяснить многое из того, что нас окружает, тем, кто от рождения зрения не имеет, так и суфий часто затрудняется передать словами то, что ему открыто. Для того чтобы постичь это, человеку необходимо через особый опыт суфийской практики достичь просветления, открыть свое " духовное зрение” и вывести собственное сознание за рамки плотноматериального бытия – обрести сверхсознание. Притча гласит, что к одному суфийскому шейху пришли ученые-алимы и попросили объяснить им, что такое суфизм. "Если Аллаху это угодно, то услышите мое объяснение”, – ответил шейх. Он пригласил их в дом и попросил подождать его, а сам удалился в отдельную комнату и обратился к Всевышнему с мольбой, чтобы Он избавил его от необходимости объяснять посетителям, что такое суфизм. Глубокий смысл притчи заключается в том, что невозможно передать истину, объяснить сущность суфизма даже ученым, расположенным к поиску знаний. Особое духовное состояние в суфийской практике также нельзя передать словами, поэтому суфии говорят: "Все, что можно выразить в словах – не есть суфизм”. Когда говоришь о суфизме, надо знать, кто тебя слушает. Очень часто человеку, прошедшему светскую "школу” жизни, " пропитанному” этой идеологией, невозможно объяснить суфизм с чисто канонической точки зрения. Ему хочется знать и понять его с позиций тех законов и знаний, по которым он живет, тех взглядов, которые ему доступны. А это вовсе невозможно по многим причинам, в том числе и потому, что законы тонкоматериального внечувственного мира совершенно не похожи на законы бытия плотноматериального мира. Истинная сущность этого сокровенного учения Ислама открывается по милости Аллаха только тем, кто ищет и прилагает усилия, чтобы через специальную духовную практику познать суфизм изнутри. Но заниматься суфийской психотехникой следует только под руководством опытного и истинного мастера – учителя (муршида), строго соблюдая его наставления.


взгляд из нутри


                                                     



Может возникнуть вопрос: для чего суфизм нужен, и что он дает? Суфизм – это сокровенное учение, содержащее "ключ” ко всем знаниям. Его задача – поднять человека на более высокую ступень совершенства. Все науки даны человечеству для того, чтобы познать творения Всевышнего, а суфизм дан, чтобы познать Самого Всевышнего, дойти до Истины. Отсюда и особый труднопостижимый уровень методов и средств суфийской практики. Суфизм – это путь постижения истинной реальности, учение не только о том, кто есть человек, но и каким он должен быть в идеале. А достижение этого уровня открывает перед человеком предельно широкие возможности. Много написано о феноменальных способностях отдельных людей, в том числе о ясновидцах и прорицателях. Но высшие способности самых признанных из них – лишь одна тысячная возможностей истинных суфиев, уровень которых недосягаем для тех, у кого эти способности раскрыты иными способами. Возможности тайных мистических учений доисламских религий также уступают в этом отношении суфизму. Часто говорят, что феноменальные способности ясновидцев и прорицателей, например, Нострадамуса или Ванги – от Бога. Кому он дает, у того такие способности раскрываются. С одной стороны, это правда, а, с другой, – не совсем. Правда в том, что подобные способности изначально заложены Всевышним в каждом человеке, подобно тому, как у каждого есть ногти на пальцах, зубы во рту или волосы на голове. Весь вопрос в том, как эти способности раскрыть, каким образом привести к пробуждению те скрытые механизмы человеческой природы, от которых зависит их проявление. На данном этапе развития люди далеки от совершенства, и их потенциальные возможности находятся в состоянии "дремоты”, будучи в прямой зависимости от степени человеческого совершенства. В то же время раскрытие человеческих сверхвозможностей – не самоцель суфизма, ради этого ни в коем случае нельзя вступать на этот Великий и Сокровенный Путь. А если сверхчувственные способности, проявляющиеся в ходе суфийской духовной практики, вызывают у состоявшегося уже ученика интерес, то наставник даже избавит его от них, чтобы они не мешали его продвижению к Истине. Но для получения и понимания высших знаний крайне необходимы и высшие способности. Тот, кто не умеет нырять и плавать – не в состоянии видеть дно озера. Просветленные суфии знают, что уникальное творение Всевышнего человек, представляет собой единство трех составляющих: плотноматериального тела, тонкоматериальной сущности ("нафс”) и фундаментальной субстанции человеческого бытия – души. Нафс называется еще и " животной душой”, а в современной экспериментальной науке он известен, как биополе. Он обрамляет плотноматериальное тело человека, имеет яйцевидную (суженную к ногам) форму и состоит из семи энергоинформационных слоев – "тел”, каждый из которых имеет сложнейшее строение, собственную энергоструктуру, цвет (цвета нафса в целом напоминают радугу), частотный диапазон вибрации, поляризацию и др. Шесть из них связаны с нашим плотноматериальным телом некими энергоинформационными " шнурами”, а места их связи имеют форму круга размером с монету и называются латаифами. Латаифы есть ключи к нафсу, через них суфий работает в начале Пути над оздоровлением, совершенствованием, гармонизацией нафса, обогащения его божественным смыслом, а наставник контролирует и направляет эту работу мюрида. В этой работе суфийскому шейху помогает его духовное зрение, дающее ему возможность наблюдать за состоянием латаифов и нафса в целом и в деталях, реально видеть происходящее в тонкоматериальной сущности мюрида. К кандидатам в наставники в суфизме предъявляют высочайшие требования . Известны случаи, когда из нескольких тысяч учеников наставник выбирал своим преемником всего лишь одного из них. Например, известный в Дагестане суфийский шейх Мама-Дибир аль-Рочи ад-Дагестани и вовсе не оставил после себя преемника, хотя у него было несколько тысяч мюридов ( учеников). В идеале суфийский муршид должен быть в высшей степени совершенным, а такое совершенство, естественно приводит к проявлению высших способностей. Они тем значительнее, чем выше степень совершенства. Высшие способности, заложенные в человеке Всевышним начинают проявляться в нем по мере продвижения его к совершенству. Все сказанное – это лишь одна из многих сторон суфизма, которая в большей степени связана с проявленной материей. Самое главное заключается в том, что суфийская практика очищает, оздоровляет, укрепляет, гармонизирует и готовит наш "дух”, а также основу нашего бытия – душу к духовному существованию после отделения от плотноматериального тела. Высшая же цель суфизма – постижение Всевышнего и познание Истины. Есть еще один момент. Один алим сказал: " Треть Корана – это тарикат”. Другой сказал: " Половина Корана – это тарикат”. Третий же сказал: "Оба они не правы. Весь Коран – это тарикат ”. В Священном Коране от начала до конца нет суфизма в виде систематизированного учения. Но нельзя разделить единое целое. Сердце, мозг, мышцы, кости и другие составляющие – все вместе представляют собой единый организм. Также и суфизм составляет единое целое со всем учением Ислама. Если вырвать сердце из организма, то оно не будет функционировать, но и сам организм без сердца будет нежизнеспособен. Поэтому нельзя, как это делают некоторые, противопоставлять Ислам и суфизм. Можно дать человеку определенные знания по какому-нибудь предмету, например, по химии в рамках школьной программы. Может быть, для него этого вполне будет достаточно. Однако если он захочет глубже познать эту науку, ему придется более подробно и углубленно изучить ее сущность, постичь ее законы на более высоком уровне. Подобно этому Шариат является открытым учением Ислама, учением для всех и каждого. Шариат дает необходимые основы духовной жизни. В то же время существуют и более глубинные уровни бытия. Для их постижения человеку необходимо углубленно и целенаправленно работать над собой. Суфизм и является тем средством и методом постижения человеком Истины. Суфизм совершенно справедливо называют " сердцем” Шариата. Для суфия, посвятившего себя Истине и стремящегося исключительно к Богу, непременным условием постижения Истины является единство Шариата и Тариката (суфизма), соблюдение Шариата в идеале. Достопочтенный суфийский шейх, кутб, хафиз, Шуайб-афанди аль-Багини ад-Дагестани писал в этой связи о себе: "Всю сознательную жизнь я жил строго соблюдая все предписания Священного Корана и хадисов Пророка Мухаммада (мир ему)”. Подобная, в строгом соответствии с нормами Шариата жизнь, является смыслом существования для истинного суфия, поскольку это является основополагающим принципом суфизма. Поэтому он является и своего рода «стражем» чистоты Шариата. История Дагестана, например, показывает, что в период активности атеистической пропаганды КПСС Ислам наилучшим образом сохранился в тех районах, где были сильны суфийские традиции. Суфизм играл важную роль в истории Дагестана в XIX – начале XX вв. Такие деятели, как Мухаммад аль-Яраги, Джамал ад-Дин аль-Казикумухи, имамы Гази- Мухаммад и Шамиль, имам Мухаммад-хаджи аль-Согратли, Узун-хаджи аль-Сальти и многие другие, которые находились во главе борьбы за чистоту Шариата, были муршидами или суфиями прошедшими Путь от начала до конца. Сильные позиции Ислама в современном Дагестане также во многом обусловлены строгим соблюдением суфийских традиций и духовной активностью местных суфийских шейхов. Таким образом, суфизм является действительно и «сердцем» Шариата и « душой» Ислама. Суфизм и Шариат неотделимы, они одно целое и только вместе приводят человека к совершенству, постижению внечувственного бытия (Ма’ рифат), а затем и к Истине (Хакикат). Считаю возможным пожелать человечеству скорее осознать величие и истинное назначение суфизма – бесценного и сокровенного опыта исламского вероучени


Мнения ученых о суфизме

                                               



Ученые, которые ведут речь о суфизме, разделяются на три категории: немусульманские, т.е. неверующие ученые, ваххабиты и исламские ученые, придерживающиеся пути людей сунны и согласия общины (ахль ас-сунна ва аль-джама‘а)

Мнение немусульманских ученых о суфизме


Говоря о суфизме, ученые, не имеющие отношения к Исламу, стараются показать народу, что суфизм не имеет ничего общего с исламским путем. Например, в книге «Ислам. Энциклопедический словарь» пишется: «Западноевропейские ученые вплоть до начала 20-го века склонялись к мысли о том, что слово ат-Тасавуф (суфизм) происходит от греческого слова «София» – мудрость». Там же пишется: «Вероятно, еще до Ислама суфиями в Сирии и в Северной Аравии называли странствующих христианских монахов и онохоретов, принадлежавших к различным сектам» (стр. 225). Далее на той же странице пишется: «Среди причин возникновения и развития аскетико-мистических тенденций в Исламе можно назвать и влияние других религиозно-философских систем и в первую очередь христианства». Еще в энциклопедии говорится: «В Индии на суфийскую идеологию наложили отпечаток положения буддизма и иудаизма (14–16 век)» (стр. 229).

Давая такую оценку суфизму, авторы книги пытаются доказать, что суфизм возник на основе греческой философии, взят из христианства или из различных сект, буддизма, иудаизма и т. д.

Можно ли мусульманам верить тому, что пишется в указанной книге?! Эта книга выпущена в 1991 году с одобрения и под грифом «Института Востоковедения АН СССР». Основной целью издания данной книги является попытка представить Коран, Ислам и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) так, как того желают атеисты и недруги Ислама, и внушение в сердца людей мысли о том, что все перечисленное выше является ложью и заблуждением.

О Посланнике Аллаха Мухаммаде (мир ему и благословение) в ней пишется следующее: «Основатель религии Ислама и первой общины мусульман». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не является тем, кто заложил основу мусульманской религии. Он был Посланником Аллаха, посланным Им к народу и доведшим до человечества истинную религию, придерживаться которой повелел Всевышний. Потому что человек не основывает исламскую религию, она ниспосылается Самим Аллахом. И все прежние пророки, жившие до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), также были мусульманами, и также доводили до народа истинную исламскую религию, ниспосланную Создателем. Именно так пишется и в Священном Коране. А если прислушаться к словам автора вышеназванной энциклопедии, то получается, что мусульманскую религию придумал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

В этой же книге пишется, что, по мнению мусульман Мухаммад является Пророком Аллаха (стр. 178). Не только по мнению мусульман, но и в действительности Мухаммад является Пророком Аллаха. На той же странице еще говорится: «Он был знаком с основами иудаизма и христианства». Целью приведения автором данного выражения является утверждение, что основу религии Ислам Пророк Мухаммад позаимствовал, якобы, из иудаизма и христианства. Это тоже ложь. Основы религии ниспосланы Всевышним. Об этом повествуется и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Мусульманам необходимо знать, что те, которые способны писать подобное об Исламе, никогда не станут писать хорошее и достоверное и о суфизме.

В указанной энциклопедии также пишется, что Мухаммад наряду с Аллахом признал и идолов «лат», «‘уззат» и «манат». Это тоже является абсолютной неправдой и клеветой. Еще говорится, что жители Медины приняли Пророка Мухаммада потому, что им нужен был руководитель, глава, который бы способствовал прекращению междоусобиц и споров (стр. 179). Однако не это послужило основной причиной того, что они приняли Пророка Мухаммада. Основной причиной принятия жителями Медины Посланника Аллаха было то, что они слышали от иудеев, проживавших там, рассказы из прежних ниспосланных Всевышним священных Писаний о качествах и особенностях Пророка Мухаммада, который должен был быть послан Создателем ближе к Концу Света. И они, узнав по этим характеристикам Мухаммада и признав его истинным Пророком Аллаха, приняли его и последовали за ним.

Еще такая цитата: «Мухаммад совершил поклонение Каабе» (стр. 177). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) запретил другим совершать земной поклон даже себе (Пророку), а поклонение Каабе является неверием (куфр), Ислам запрещает совершать земной поклон кому бы то ни было, кроме Аллаха. Людям, которые не имеют хотя бы элементарного понимания сути Ислама, было бы лучше вообще не писать о нем.

Там же говорится: «Тем не менее, вокруг его (Мухаммада) фигуры постепенно возник цикл легенд и чудес» (стр. 180). Тем самым автор книги хочет подчеркнуть, что у Пророка (мир ему и благословение) не было чудес (му‘джизат), и что его чудеса являются лишь измышлением людей. Если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не совершал чудес, то люди не стали бы верить в то, что он является Пророком Аллаха.

Также пишется: «В европейской культуре образ Мухаммада был первоначально объектом нападок и обвинений в коварстве, жестокости и любострастии, возникли и волшебные легенды» (стр. 180). Приводя такую цитату и не написав ответ на нее, авторы энциклопедии умалчивают, что свидетельствует об их молчаливом согласии со сказанным. Авторы данной энциклопедии, не испытывая никаких угрызений совести, написав неверные и безосновательные вещи о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение), способны написать и о суфизме все, что им заблагорассудится.

Об исламской религии они пишут: «Ислам как социально-идеологическое явление был историческим итогом развития общества Аравии» (стр. 103). И этим хотят показать, что Ислам, якобы, не является божественной религией. Ислам – религия, которую Всевышний посредством пророков ниспослал человечеству. Помимо этого, они искажают истину.

Ислам вовсе не является результатом социального и идеологического развития общества, напротив, на базе Ислама произошел социальный прогресс, получила развитие истинная идеология, и было основано государство.




Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 66

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта