Четверг, 28.03.2024, 12:20
О суфизмеНемало написано о суфизме и немало проведено научных исследований, однако, это слово для некоторых людей по-прежнему ассоциируется с чем-то волшебным и мистическим. А иные и вовсе рассматривают суфизм как «пережиток средневековых суеверий». Между тем, суфизм – это естественное духовно-нравственное развитие человека. Суфийская мысль всегда находится в неразрывном союзе с опытом жизни. И это вовсе не метафизическое и не мистическое учение! В первую очередь, ложному восприятию этого термина послужила его трактовка востоковедами. Толковый словарь русского языка: «Суфизм. Мистико-аскетическое учение в Исламе, отрицающее обрядовую сторону и проповедующее аскетизм». Большой энциклопедический словарь: «Суфизм. Мистическое течение в Исламе. Возникло в VIII-IX веках, окончательно сформировалось в Х–ХII веках. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой; учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с Ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию». «Суфизм. Приверженцы суфизма (суфии), изнуряя себя бытовыми неудобствами, холодом, бессонницей, жаждой, грубой одеждой и половым воздержанием, добивались экстатических озарений и сливались с Богом. Суфизм отрицал строгое расписание молитв и оказал влияние на арабскую и особенно персидскую поэзии» (Новейший словарь иностранных слов и выражений, Москва, 2002 год). Подобные формулировки встречаются во многих словарях. Это же невежество! Такие пояснения бесчувственны. Ведь без внутреннего зрения сердца невозможно понять и почувствовать суфизм. Сегодня много людей, которые не понимают истинного смысла суфизма, и всячески критикуют и осмеивают тех, кто делает мавлид или читает зикр, называя их суфистами, или вовсе заблудшими. По собственному невежеству и духовной чрствости не зная, что такое суфизм и как он возник. Как говорил Цицерон: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета, если же за ней не стоит содержание, усвоенное и опознанное оратором, словесное е выражение представляется пустой болтовней». Теперь перейдем к смыслу данного термина с точки зрения мусульманского богословия. В арабском словаре богословских терминов дается следующее определение: «ат-Тасаввуф – это правдивость со Всевышним: свобода от господства и властного влияния (на уровне сердца, души) мирских прелестей и красот; установление хороших взаимоотношений с людьми. Это то, что относится к канонически дозволенному (машру’). Что же касается различного рода крайностей, подобно снятию с себя каких-либо обязанностей и бездеятельного упования на Творца, то это отклонение и заблуждение». Термин «суфизм» впервые возник после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников, когда умма бросила все силы на экономический прогресс, укрепление политической и военной мощи, интеллектуальный роста и материальный достатка. В среде богословов одни занимались только вопросами вероубеждения (акиды). Другие – вопросами религиозной практики (фикх). Веру начали ограничивать сухими богословскими терминами, дискуссиями об основах вероубеждения. Именно в этот период появляются люди, стремящиеся заполнить духовную пустоту, делая акцент на очищение сути человека и исцеление от болезней души. Все происходило в рамках Священного Писания и пророческого наследия. Именно тогда был внсен великий вклад в морально-нравственный облик общества: многие грешники ожили духовно и перестали грешить; огромное количество людей уверовало и начало заниматься религиозной практикой. Сравните теперь наше общество с обществом того времени – мы находимся гораздо в худшем положении и нуждаемся ещ более в духовном возрождении. Суфизм берет начало именно в основных постулатах Ислама, проистекает из коранического текста и достоверных хадисов. Но следует отметить и то, что появились и псевдосуфии, которые, не имея научного базисного знания, следуют «голосу сердца», говоря, что получают наставления «напрямую от Бога». Это и служит поводом для отрицания истинных шейхов. В Дагестан, как свидетельствуют исторические источники, суфизм проник в Х–ХI веках. Наибольшее распространение в нашей республике получил накшбандийский тарикат. В этом тарикате насчитывается около 30 шейхов из Дагестана, первым из которых был Мухаммад Яраги. Он принял тарикат от Хасмухаммада Ширванского, который изучал его у шейха Халида Багдадского. У Мухаммада Ярагского учились Джамалуддин из Казикумуха, имамы Газимухаммад и Шамиль. Тасаввуф внес огромный вклад в изучение, развитие и практику таких понятий, как «покорность Аллаху», уважение и любовь друг к другу, постижение душевных недостатков», «укрощение нафса (эго), «духовное совершенствование» и так далее. |
Меню сайтаНаш опросСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 ПоискАрхив записейДрузья сайта |